Торкунов Анатолий Васильевич. Персональный сайт bio ru eng

Письмо ректору   Контакты    

Пресса

Наши выпускники высоко востребованы на рынке труда

МГИМО является одним из старейших вузов страны по подготовке специалистов международного профиля. Датой создания вуза принято считать 14 октября 1944 года, когда Совнарком преобразовал созданный годом ранее Международный факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в самостоятельный институт. С 1946 года на учёбу в МГИМО стали направляться студенты из зарубежных стран. За без малого семь десятилетий МГИМО стал крупным учебным заведением и исследовательским центром, где изучают и преподают десятки дисциплин по 12 образовательным программам: международные отношения и дипломатия, регионоведение и мировая политика, мировая экономика и коммерция, международное публичное, частное и финансовое право, право ЕС, политология, государственное и муниципальное управление, журналистика и связи с общественностью. В структуре вуза 7 факультетов и 6 институтов, преподаётся 53 иностранных языка.

МГИМО давно стал брендом с богатой историей, отличной репутацией и замечательными традициями. Ректор легендарного вуза Анатолий Васильевич Торкунов занимает эту выборную должность уже более 20 лет и является активным реформатором вуза, первым ректором-академиком МГИМО и безусловным авторитетом для коллег и студентов. В своём рабочем кабинете он ответил на вопросы главного редактора журнала «Профессионалы России».

— Анатолий Васильевич, насколько востребованы выпускники МГИМО?

— Наши выпускники очень высоко востребованы на рынке труда. Большинство из них, оканчивая университет, уже знают, где будут работать. Многие проходили практику в тех или иных организациях, компаниях, общественных структурах и зарекомендовали себя соответствующим образом: на них имеются запросы, или они сами достигли договорённости о работе. Главные потребители кадров — МИД России, а также крупные госкорпорации, информагентства, федеральные телеканалы. Большой интерес к выпускникам МГИМО проявляют солидные иностранные компании, имеющие представительства в России. Можно смело сказать, что практически ни один выпускник МГИМО не остаётся без работы, и многие начинают строить свою карьеру уже на последних курсах. Этому также способствуют ежегодные Дни карьеры, которые проводятся в МГИМО осенью и весной и собирают представительную ярмарку вакансий.

— Расскажите, как реализуется в МГИМО Болонское соглашение?

— Университет активно включился в Болонский процесс. Многоуровневая система образования, в которую входит подготовка бакалавров и магистров, создаёт благоприятные условия и для тех студентов, кто желает продолжить обучение в других странах, и для реализации в вузе международных образовательных программ совместно с зарубежными учебными центрами. Программы магистерской подготовки охватывают широкий спектр наиболее актуальных на данном этапе развития международных отношений вопросов. Часть программ реализуется совместно с университетами Франции, ФРГ, Италии, Норвегии и США — с выдачей двух дипломов. А после получения высшего образования или степени магистра выпускник МГИМО имеет право продолжить обучение в аспирантуре, а впоследствии и докторантуре.

Сегодня у нас учатся не только студенты, а достаточно активно развиваются различные формы повышения квалификации и дополнительного обучения. Уже несколько лет действуют отделения «второго высшего образования», где дипломы МГИМО могут получить люди, закончившие в разное время другие вузы.

Выпускники других вузов после сдачи вступительных экзаменов тоже могут поступить в нашу магистратуру. Существуют также языковые программы разной продолжительности и интенсивности для изучения и нового иностранного языка, и углублённого овладения ранее освоенного.

В МГИМО получают образование не только российские студенты, но и молодые люди из других государств. Причём число иностранных студентов с каждым годом растёт, что говорит не только о повышении престижа российского образования в целом, но и об эффективности усилий МГИМО по интеграции в зону Болонского соглашения.

— Расскажите, пожалуйста, об особенностях набора в МГИМО.

— Мы набираем почти полтысячи человек на бюджетные места и примерно столько же — на места с оплатой за обучение. Нам приятно, что примерно четвёртая часть бюджетников — ребята, которым не требуется сдавать вступительные экзамены, поскольку они являются победителями всероссийских олимпиад. Подчеркну: речь идёт о всероссийских олимпиадах, а не о тех, которые организует сам вуз. Среди них более 40% всех победителей по истории, столько же по праву, 20% победителей по литературе. Это эрудированные, мотивированные, интересные ребята, и они выбирают наш вуз, хотя могли бы выбрать любой другой — по закону их должны принять.

Как у ведомственного, мидовского, вуза у нас сохраняется дополнительное испытание по иностранному языку, которое проводится наряду с ЕГЭ. С чем это связано? Во-первых, для нас очень важно проверить способность человека заниматься иностранным языком в дальнейшем, поскольку в вузе изучают два иностранных языка. Если в школе человек имеет пятёрку, он, как правило, в любом случае сдаёт нормально. Но бывает, конечно, что оценки ЕГЭ и нашего испытания ощутимо не совпадают. А ещё важно, что примерно половина студентов приехала на обучение из других регионов.

 Поступить — это одно дело, но за учёбу в нашем вузе надо бороться, а не думать, что ты сразу «вошёл в клуб». Преподаватели у нас в основном принципиальные, но при этом человечные. Из нашего вуза много отчислений — и с платных, и с бюджетных мест, но каждый конкретный случай отчисления тщательно изучается. Конечно, есть ребята, которые вообще не понимают, зачем поступили. Вот им здесь делать нечего. Некоторые переоценивают свои возможности, а у кого-то могут случиться семейные проблемы. Можно подготовиться и сдать менеджмент, управление ресурсами, посидеть ночами, как мы все в своё время сидели. Но вот язык за ночь не подготовишь. Если ты пропустил месяц или полтора — всё, до свидания.

— Вас считают реформатором, который постоянно модернизирует учебный процесс.

— Для реализации программы модернизации необходимо было максимально приблизить подготовку специалистов к потребностям рынка, продолжая оставаться базовым вузом для МИДа. Студентам надо хорошо знать процессы, связанные с глобализацией, понимать то, что происходит в области военной политики, финансово-экономической системы. Они должны чувствовать себя в этих областях свободно, владеть инструментами, дающими возможность анализировать экономическую, финансовую, демографическую ситуации в разных регионах. Для этого нам надо было подготовить новые курсы, новое поколение учебников, и мы решили эту задачу. Сегодня у нас новые учебники по всем предметам, и учебные материалы всё время обновляются. Следующее направление — это, конечно же, информатизация и внедрение IT. Во всём институте у нас доступ в Интернет по Wi-Fi и доступны все крупнейшие базы данных. Важное направление — интернационализация образования как один из главных трендов мирового образования. Здесь и создание совместных программ с зарубежными вузами, и издание совместных учебников, и исследовательская работа. По рейтингу ООН, который проводит Пенсильванский университет, мы занимаем четвёртое место в мире среди аналитических центров, работающих при вузах. А в Восточной и Центральной Европе, имея в виду уже все аналитические центры, мы занимаем восьмое место, и я считаю, что это хороший результат.

 — Какие новые специальности планируете открывать?

— В современном мире очень важные направления — это экология, психология, и мы планируем открытие данных специальностей. Психология необходима потому, что мир настолько усложнился в последнее время, столько конфликтов возникает каждый день! И это затрагивает не только международные отношения, но и взаимоотношения между официальными лицами, гражданскими обществами. Крайне важно готовить специалистов, хорошо понимающих особенности массового сознания, особенности конфессионального сознания разных групп населения, и чтобы в этом направлении они работали профессионально.

— Расскажите немного о коллективе и Ваших управленческих принципах.

— При проведении кадровой политики мы уделяем особое внимание формированию такой среды взаимодействия преподавателей и студентов, в которой успешно осуществлялись бы преемственность и развитие накопленных знаний, опыта и традиций МГИМО.

И соблюдаем, конечно, принципы инновационности, системности, нацеленности на результат, социальной защищённости работников. Сохранение лидирующих позиций МГИМО на российском образовательном пространстве и активный выход на международный уровень требуют новых решений в управлении человеческими ресурсами Университета. И результаты работы в этом направлении становятся заметными благодаря нашему замечательному коллективу. Сегодня в МГИМО работают свыше 2200 человек. Среди них 9 академиков и членов-корреспондентов РАН, 17 заслуженных деятелей науки, 11 заслуженных работников высшей школы, 5 заслуженных юристов, 28 почётных работников высшего профессионального образования, около 150 профессоров и 210 докторов наук. Количество обучающихся превышает 6000 человек, а число выпускников — около 30 тысяч человек.

Главной целью в работе с преподавателями и сотрудниками МГИМО является создание условий для их профессионального и личностного роста. А управленческие принципы таковы: важно, чтобы у руководителя не было предвзятости, чтобы он был доступен и чтобы слышал разные стороны и дискуссии, которые возникают. Но вместе с тем руководитель должен принимать справедливое решение, не ориентируясь на какую-то из сторон. И ещё, университет — достаточно замкнутая структура. И когда у человека, работающего в команде, появляются какие-то неумеренные амбиции, ему либо надо эти амбиции усмирить и работать в команде, либо продолжать свою деятельность вне пределов вуза. Я всегда исходил из того, что человек должен самореализовываться, но в честной конкурентной борьбе. И если ты работаешь в коллективе, в команде, значит, ты подчиняешь себя общему делу.

 — Ассоциация выпускников и Попечительский совет много делают для вуза...

— Да, у нас мощная ассоциация выпускников, одна из лучших в стране, которая проводит множество мероприятий с выпускниками разных лет. Мы издаём книги наших выпускников — известных послов и других талантливых людей. При помощи выпускников создана современная площадка для общения в Интернете — «МГИМО клаб», и каждый день туда заходит более тысячи человек. Деятельность Ассоциации выпускников МГИМО направлена на сплочение выпускников Университета всех поколений, на развитие и укрепление тёплых отношений с alma mater.

 Попечительский совет МГИМО был сформирован в 2006 году. В его состав в настоящее время входят 39 человек, среди которых выпускники Университета и его друзья — представители государственных структур и крупные бизнесмены. Поддержка со стороны Попечительского совета имеет большое значение для вуза, поскольку позволяет реализовывать крупные инновационные проекты. Инициатором создания законодательной базы по эндаумент-фондам стал наш выпускник Владимир Потанин, и первый такой фонд был создан именно в нашем вузе. Учредителями эндаумента стали два выпускника, которые обеспечивали первый серьёзный взнос, — Потанин и Алишер Усманов. Среди вкладчиков много и известных имен, и незнакомых фамилий. Мы всем им искренне благодарны: сегодня наш эндаумент — самый крупный в стране. Суть его в том, что основной капитал трогать нельзя, используется только то, что на этом капитале заработано. Управляющая компания фонда — Газпромбанк, где тоже работают наши выпускники, обеспечивает до 15% годовых, а это серьёзное подспорье для Университета. Деньги идут на стажировку студентов, на финансирование наших исследовательских проектов и публикаций, на укрепление IT-возможностей, поездки, участие в конкурсах.

— В вузе ведётся активная воспитательная и общественная работа?

— Воспитательная функция в вузах обязательно должна широко присутствовать. Поэтому в МГИМО большое внимание уделяется развитию студенческого творчества и студенческого самоуправления. Студсоюз у нас активно сотрудничает с вузами Москвы, зарубежья. У нас есть совет землячеств, который объединяет представителей всех землячеств — стран, студенты которых у нас обучаются.

МГИМО делает всё, чтобы не только студенты, но и преподаватели и сотрудники вуза могли искренне называть Университет своим вторым домом. Некоторые направления социальной работы не имеют аналогов в образовательной практике в России. Например, институт уполномоченного по правам человека — университетского омбудсмена. Это обычная практика Запада: так, в США должность омбудсмена существует более чем в 200 университетах. Омбудсмен призван выступать как независимый посредник, который помогает студентам и преподавателям решать возникающие между ними и администрацией разногласия.

 Культурный центр вуза, функционирующий на базе конференц-зала, является отличной концертной площадкой. Рассчитанный на 775 мест и оборудованный по последнему слову техники, зал регулярно принимает высоких гостей, проводит Дни карьеры и Дни открытых дверей, встречи выпускников и юбилейные торжества. Там проводятся вечера встреч, кинопоказы, студенческая самодеятельность, конкурсы красоты «Мисс МГИМО», музыкальный конкурс «МГИМО Music awards» и многие другие. У нас прекрасный студенческий театр, замечательный студенческий ансамбль «Королевское сердце МГИМО». К нам ведь поступает очень много талантливых людей, и я всегда проглядываю анкеты: кто-то окончил с отличием музыкальную школу, кто-то — музыкальное училище, балетную школу. И очень важно, чтобы ребята, поступая сюда, свои таланты сохраняли и развивали, они всегда пригодятся в жизни. Мы дружно болеем за нашу команду «КВН», которая сражается в высшей лиге. Кстати, автор гимна МГИМО — глава российского МИДа, наш выпускник Сергей Лавров.

 Мы также понимаем, что современному успешному человеку, будущему дипломату, необходимы спорт и здоровый образ жизни. Поэтому на нашей территории функционирует спортивно-оздоровительный центр МГИМО, где расположены секции по различным видам спорта, большие залы с трибунами для болельщиков, а также бассейн с озонированной водой. Есть и своя поликлиника для сотрудников и студентов.

 Сегодня иногородние и иностранные студенты, которых около половины, имеют возможность проживать в одном из четырёх общежитий, расположенных максимально близко к вузу, а одно из них и вовсе находится на территории университетского кампуса. Проблема свободных мест стоит по-прежнему остро, но мы её будем постепенно решать.

— Анатолий Васильевич, расскажите, как Вы пришли в профессию?

— В старших классах я склонялся к поступлению в МИФИ. О МГИМО мне рассказал Жора Петров, который жил в соседнем дворе, и мы с ним ходили в одну 508-ю школу. Он, кстати, тоже окончил наш институт, в МИДе работал, имеет посольский ранг. Родители пригласили мне репетитора по английскому, с которым я занимался весь 10-й класс. По остальным предметам я готовился сам, правда, с помощью школьных учителей и моей любимой учительницы по русскому языку Нинели Петровны Черняевой. Всего было пять экзаменов, английский я сдал на пятёрку, набрал 23 балла — это был в тот год проходной балл.

Родители поддерживали меня, хотя к дипломатической профессии не имели никакого отношения. Отец приехал из Калужской области в Москву в начале 30-х. Начинал рабочим на ЗИЛе. Он был очень способным человеком, поэтому быстро выбился в бригадиры, до войны получил квартиру в зиловском доме, окончил промышленную академию, потом ушёл на фронт и прошёл всю войну. Был танкистом, начинал как специалист по машинам на должности командира ремонтной танковой роты, вернулся с фронта майором. У него вся грудь в орденах была — был орден Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней. С мамой они познакомились уже после войны, она работала в конструкторском бюро на ЗИЛе. Кстати, она тоже была участницей войны — работала телефонисткой на военном аэродроме. Отец впоследствии стал замдиректора карбюраторного завода, работал в Министерстве сельхозмашиностроения.

 В институт я благополучно поступил, и мы ещё до начала учёбы целый месяц в составе стройотряда работали на строительстве телецентра в Останкино, прокладывали коммуникации. Поэтому когда пришли на занятия, то уже все друг друга знали. А в стройотряде я побывал ещё два раза — мы всем курсом ездили в Сибирь, и это было ярчайшее впечатление. А в третий раз я благодаря стройотряду впервые попал за границу, в Польшу, где мы полтора месяца работали на строительстве государственных гаражей под Краковом, а потом две недели ездили по стране. Очень памятная была поездка. А летом, ещё до занятий на первом курсе, мы, стройотрядовцы, раза три сходили в поход, там сидели у костра, пели под гитару. Сергей Лавров, нынешний министр, замечательно играл и пел, а мы подпевали — Высоцкого, Визбора, Окуджаву, фронтовые песни.

— А после окончания МГИМО?

— Я получил ранг атташе сразу же после окончания института. Поэтому мой дипломатический стаж в итоге больше, чем у многих моих ровесников, которые ездили в загранкомандировки. В своё время я был в длительной, очень интересной и напряженной командировке в США. Конечно, мы все мечтали о дипломатической карьере — МИД считался наиболее интересным местом для работы. И я был туда распределён. Но меня вызвали в райком партии — а я был молодой партиец — и сказали: есть поручение остаться в институте руководителем комсомольской организации. Откровенно говоря, выбора тогда не было. Я оказался в административной орбите, стал сначала помощником ректора, потом деканом по иностранным учащимся. Но я очень хотел заниматься практической дипломатией и через несколько лет получил предложение поехать на работу в политический департамент Секретариата ООН в Нью-Йорке. Я прошёл все наши кадровые комиссии, ооновский комитет по назначению, и всё было согласовано с ректором Николаем Ивановичем Лебедевым, который меня отпустил. Но получилось так, что проректор по иностранным студентам уехал в Японию. И оказалось, что, кроме меня, кандидатов на эту должность нет. А мы с женой уже кастрюли купили, тогда ведь время было такое. Деньги загранработники зарабатывали небольшие, поэтому всё (например, кастрюли и подушки) мы покупали здесь и брали с собой. И вот меня вызывает замминистра по кадрам Стукалин Виктор Федорович, с которым я дружу до сих пор, и говорит, что у руководства есть мнение — назначить меня проректором. «Да ты не расстраивайся: в ООН у тебя должность будет невысокая, а здесь — представь — ты, 29-летний молодой парень, будешь проректором!» Жена, конечно, очень хотела поехать в Нью-Йорк, и я получил от неё соответствующий всплеск эмоций, но что поделаешь… И только через три года, в 1983 году, я уехал в Вашингтон, в наше посольство, где впоследствии отвечал за азиатскую политику США. Поэтому я — не классический дипломат, но сейчас вообще меняется алгоритм нашей профессии: многие занимаются дипломатией не в рамках, так сказать, «двусторонки», а решают какую-то конкретную внешнеполитическую задачу, либо участвуют в международных конференциях, совещаниях, и я, конечно, постоянно принимаю во всём этом участие. И наш университет проводит огромную работу для практической политики. Мы готовим аналитические материалы, проводим ситуационные анализы, многое делаем по заказу и указанию министерства.

— Что для Вас важно в работе с коллегами, соратниками?

— Всех, с кем я работал и работаю, я всегда поддерживал. Но всегда считал, что в ответ на эту поддержку справедливо требовать от своих коллег, соратников стопроцентной лояльности, солидарной работы в команде. Что касается моих близких соратников, друзей, то со многими я дружу, более того, мы дружим семьями уже десятки лет. Мне повезло: я дружен со всеми министрами иностранных дел постсоветской эпохи — с Андреем Владимировичем Козыревым, он на год раньше меня окончил МГИМО; с Игорем Сергеевичем Ивановым дружил всегда; Евгения Максимовича Примакова всегда уважал и почитал и был с ним в добрых дружеских отношениях задолго до того, как он стал министром; а с Сергеем Викторовичем Лавровым на одном курсе учился.

— Наш традиционный вопрос — что Вы любите читать?

— Читаю много, и скажу вам откровенно — есть несколько вещей, к которым я возвращаюсь. Очень люблю молодого Маяковского, его любовную лирику. Новое читаю, что появляется, — Соколова, Прилепина, Улицкую. Из зарубежных авторов раньше все новинки читал. Историческую очень люблю литературу. Много сейчас выходит потрясающих работ, связанных с русской историей, — о Потёмкине, Екатерине, Елизавете Петровне. Поскольку я был членом комиссии по присуждению Букера, то старался читать многое, но не могу сказать, что всё радует. Первая часть «Войны и мира» мне очень интересна, оживляет, и даже молодым себя чувствуешь. А на языке я больше читаю специальную литературу.

— Несколько слов тем, кто хочет у вас учиться.

— Двери МГИМО-Университета всегда открыты для талантливых, грамотных людей, ищущих глубокие и разносторонние знания, желающих посвятить свою жизнь трудному, но интересному делу международных отношений.

 — Спасибо.

Беседовала Светлана Хаткевич

«Профессионалы России», №1, 2013.